Сегодня в Тюмени прошла конференция для риелторов, застройщиков и тех, кто увлекается урбанистикой. Своими кейсами поделились гуру из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга: они рассказали о том, как строить дома для людей, которым захочется в этих новостройках жить.
Один из спикеров, екатеринбургский дизайнер и архитектор Тимур Абдулаев, рассказал о своих достижениях на посту главного архитектора столицы Урала. И специально для 72.ru составил список советов под кодовым названием «Как сделать жизнь в тюменских микрорайонах удобнее и комфортнее».
1. Сделать дворы приватными, «выселить» оттуда автомобили и сделать первый этаж — нежилым
У архитектора есть две главных задачи — соблюсти баланс между общими и частными интересами и спроектировать жизнь горожан так, чтобы было комфортно жить.
Оптимальный вариант для многоквартирных домов в микрорайонах — компактный двор закрытого типа, откуда автомобили перенесены на отдельную территорию. Первые этажи — переведены в нежилые помещения: тут есть общие кладовые, колясочные, магазины, общепиты, возможно, офисы, всегда кипит жизнь. Это помогает жильцам чувствовать в себя в безопасности.
Нужно грамотно использовать каждый квадратный метр двора, организовав многоуровневое пространство. Хороший пример — подземный паркинг, который как раз может решить проблему машин во дворе.
Выгоднее всего для застройщиков и удобнее для горожан — дома средней этажности. Для возведения высоток нужна грамотно продуманная инфраструктура, которой зачастую нет. Итог — микрорайоны продолжают называть унылыми «спальными» районами, где кроме пары продуктовых ничего толком нет.
Решение: в каждом районе создать свои точки притяжения и зоны отдыха, чтобы жители не стремились ехать в центр, а могли отлично отдохнуть недалеко от дома.
Хороший пример в Тюмени: у вас есть «Европейский», «Новин». Оба жилых квартала находятся за пределами центра города, но жить здесь хотят многие.
2. Провести общегородскую паспортизацию многоэтажек, штрафовать за излишнюю самостоятельность
В Екатеринбурге разработали положение об архитектурном облике города, где четко обозначен облик новых зданий. Раньше это не было закреплено документально, сейчас это — муниципальная услуга, что очень выгодно и для градостроителей, и для горожан.
Помогает делать город эстетичнее паспортизация фасадов. Это строгий список правил, где указаны все «можно» и «нельзя» при благоустройстве улиц, дворов, домов. Здесь указано, как должны выглядеть фасады, когда их нужно ремонтировать. Нужно и важно и единое стилевое решение по остеклению лоджий и балконов, алгоритм установки кондиционеров.
Сюда же относится порядок установки заборов, шлагбаумов во дворах давно построенных домов: это часто является причиной конфликтов между жителями и теми, кто привык ехать коротким путём.
За невыполнение правил собственникам можно выписывать штрафы, чтобы приучить к соблюдению этих рекомендаций. В Екатеринбурге мы планируем провести паспортизацию всех жилых домов, которых около 15 тысяч, к 2025 году. Также может поступить каждый город.
Решение: паспортизация домов поможет справиться с проблемой захламлённых балконов и лоджий с панорамным остеклением, которые портят общий вид дома.
Хороший пример в Тюмени: офисные центры с единообразными окнами, памятники архитектуры, где при ремонте/реконструкции сохраняется первозданный вид здания.
3. Дозировать число ларьков, сделать упор на площадки для отдыха и досуга
В целом в ларьках и киосках не вижу ничего плохого. Главное тут — соблюдать меру: город не должен превратиться в скопище торговых палаток. Отказываться от них полностью — не нужно: покупать в таких торговых точках что-то нужное — удобно и привычно для многих.
Важный критерий при установке киосков — они не должны мешать свободному передвижению автомобилистов и пешеходов. Ещё один аспект — внешний вид киосков. Он должен устраивать всех жителей города, а не только владельцев малого бизнеса.
Микрорайоны не стоит полностью заполонять маленькими магазинчиками: здесь важно соблюсти разнообразие в объектах инфраструктуры. Нужны и должны быть в шаговой доступности парки и скверы, спортивные площадки, досуговые центры, аптеки.
Большой плюс тем застройщикам, которые разделяют пешеходные и транспортные потоки, делают велодорожки. Так сделано во многих европейских городах, жители которых уже оценили все плюсы такого условного разграничения.
Решение: разнообразить список объектов инфраструктуры, оформить киоски в едином стиле, продолжать строительство велодорожек, которые свяжут разные районы города.
Хороший пример в Тюмени: киоски на набережной, лавочки на Цветном бульваре, автобусы одинакового цвета.
4. Голос из народа: запустить проект с участием горожан и чиновником
Мы делали сборник «100 мыслей о Екатеринбурге». В формате эссе простые горожане рассказали о том, каким они хотят видеть свой город через несколько лет, что хотели бы изменить, а что — сохранить.
Главной целью тут было наладить контакт между жителями города и администрацией, показать екатеринбуржцам, что их мечты и просьбы — не пустой звук. Ещё — сформировать общее видение того, каким должен стать город, чтобы здесь хотелось жить.
Делать это можно локально, начав с конкретных дворов, домов. Создать единый чат, где можно в режиме реального времени обсудить насущные проблемы или что-то предложить. Вместо того, чтобы жаловаться, можно действовать и самим.
Решение: добиться тесного взаимодействия городской администрации и жителей с помощью запуска совместных урбанистических проектов. Показать жителям многоквартирников на конкретных примерах, как они могут повлиять на уровень комфорта в своих домах, дворах.
Хороший пример в Тюмени: одна из управляющих компании в Тюменском микрорайоне круглосуточно по разным каналам связи поддерживает связь с жильцами, помогает решить бытовые вопросы (хотя делать этого не обязана), при благоустройстве двора — узнает у каждого жителя о его предпочтениях. Жители домов добровольно и с удовольствие выходят на субботники — за общением и положительными эмоциями.
5. Научить жильцов многоквартирников высказывать своё недовольство и самим участвовать в жизни своего двора
Для того, чтобы высотный объект появился на сравнительно небольшой площади, нужна сопутствующая инфраструктура. Иначе здание притянет к себе все ресурсы вокруг, нарушив развитие окружающей территории.
Например, появилась на небольшом клочке земли высотная новостройка. Тут негде сделать парковку, невозможно создать комфортный двор, иногда сюда плохо ходят автобусы. Решать эту проблему нужно комплексно: собрать отклики жителей, убедить администрацию в том, что ещё один маршрут в определенном районе действительно необходим. Привести весомые доводы в свою пользу, собрать подписи.
Лучше, когда при планировании возведения высоток заранее учтены те блага, которые уже есть, обозначены сроки, за которые можно восполнить пробелы. Все эти аспекты нужно учитывать при строительстве новых районов.
Нельзя точно сказать, сколько этажей должно быть в идеальном доме, сколько улиц — в идеальном районе. Как будет выглядеть родной город в будущем — зависит от каждого его жителя. Чтобы общие интересы на архитектурные темы тесно пересекались с частными.
Решение: параллельное возведение новых домов и объектов инфраструктуры. Диалог жителей с чиновниками.
Хороший пример в Тюмени: жители посёлка Комарово долго жаловались на то, что к ним ездит только один автобусный маршрут. Обратились к руководству «Тюменьгортранса», собрали подписи. Сейчас автобуса тут два — № 39 и 89.
Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости из жизни Тюмени. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/news_72ru.
Фото: Артём Устюжанов/Е1.ru